Программа развития библиотеки МБОУ «ЖСОШ» на 2014-2017 годы
1.Паспорт программы
Стратегическая цель программы
|
1. Реализация информационного обеспечения образовательного процесса в МБОУ «ЖСОШ» в условиях внедрения ФГОС, содействие самообразованию учащихся и учителей; - содействие развитию творческих способностей учащихся, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности; - организация информационно-библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества; - повышение эффективности использования информационных ресурсов участниками образовательного процесса: обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям), - Обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
|
Тактическая цель программы |
- Создание в школе библиотечно-информационного центра.
|
Задачи
|
1. Формирование качественных библиотечных фондов 2. Содействие в реализации региональных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на использовании информационно-коммуникативных технологий. 3. Расширение и укрепление материально-технической базы БИЦ: дооснащение средствами, которые позволят внедрить информационные технологии, обеспечивающие свободный и равный доступ участников образовательного процесса к информации. 4. Организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной культуры учащихся. 6. Автоматизация библиотечных процессов. 7. Дальнейшая разработка раздела «Школьная библиотека» на сайте школы. 8. Начать работу по внедрению программы «1С: Школьная библиотека». |
Основные направления программы
|
1. Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра школы. 2. Создание материально-технических и кадровых условий для развития БИЦ. 3. Формирование информационных ресурсов и реализация доступа к ним. 4. Автоматизация библиотечных ресурсов.
|
Ожидаемые результаты реализации программы
|
1.Оснащение библиотечно-информационного центра современным аппаратным оборудованием и программным обеспечением. 2. Овладение педагогами-библиотекарями школы новыми информационными технологиями. 3. Качественное улучшение состава библиотечного фонда, соответствующего современным требованиям и программам обучения школы. 4. Создание условий для самообразования учащихся и педагогов. 5. Повышение качества научно-исследовательских работ учащихся и учителей.
|
Источники финансирования программы
|
Муниципальный бюджет, бюджет ОУ, внебюджетные средства. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа рассчитана на 2014-2017 г.г. 1 этап – разработка программы – сентябрь, октябрь 2014 г. 2 этап – реализация и корректировка программы - 2014-2017 гг. 3 этап - подведение итогов, корректировка, перспективы - сентябрь, октябрь 2017 г. |
- Определение приоритетов в деятельности библиотечно-информационного центра
- Основные мероприятия:
- Создание и докомплектование базы школьной библиотеки: педагогической, методической, учебной, художественной, справочной литературой.
- Приобретение нового учебного оборудования.
- Приобретение и установка в библиотеку дополнительно персонального компьютера.
- Приобретение принтера и сканера.
- Приобретение интерактивной доски.
- Приобретение проектора.
- Направления работы библиотеки
3.1. - Организация совместной познавательной, общественно-полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности педагогов, учащихся и их родителей.
- Обеспечение гуманистических отношений детей и взрослых, нравственного микроклимата в библиотеке.
- Организация общения читателей как особого вида деятельности, формирование культуры общения.
- Использование игры, тренинга как принципа, метода, средства организации свободного времени, умение организовать свою умственную деятельность.
3.2. Педагогический коллектив и библиотека в новых условиях работы
- Включение всех педагогов и педагогов-библиотекарей в организацию разнообразных форм работы.
- Вооруженность каждого учителя знаниями и умениями организации учебного процесса на основе единства учебной и внеурочной работы.
- Совместная работа педколлектива и библиотеки в учебной и внеучебной деятельности.
3.3. Читатель (ученический коллектив и организация внеучебной деятельности)
- Включенность каждого читателя в разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности.
- Читатели - организаторы внеучебной деятельности (от выявления интересов, создание условий для их удовлетворения до определения эффективности учебной и внеучебной деятельности).
- Межвозрастное общение во внеучебной деятельности (разновозрастные объединения, кружки, клубы по интересам, сотрудничество старших и младших, поддержка, формирование интереса к различным видам деятельности).
3.4. Семья и организация учебной и внеучебной деятельности
4.1.Формирование у родителей понимания педагогической значимости различной деятельности и организации учебной и внеучебной деятельности их детей.
4.2.Включение родителей в совместную с детьми досуговую с детьми и учебную работу. Дни открытых дверей в школе, организация праздников («Я и мамочка моя», «Сильные, смелые, смекалистые», «Нашим девочкам в день весенний» и т.д.)
4. Ожидаемые результаты
- Обеспечение доступа к информации любого вида посредством создания библиотечно-информационного центра на базе школьной библиотеки.
- Создание мультимедийной библиотеки, позволяющей в известной степени компенсировать недостаток учебно-наглядных пособий, дополнить их учебными и познавательными материалами.
3.Обеспечение бесплатного доступа к сети Интернет.
4.Переподготовка и обучение педагогов-библиотекарей в контексте информатизации образовательного процесса.
В перспективе школьная библиотека станет центром, где будет обеспечиваться доступ к различным источникам информации на современном уровне. Это даст возможность учащимся и учителям получать информацию, но и работать с ней творчески, выполнять как индивидуальные, так и совместные работы. Все это создаст реальные условия для творческой активности, самостоятельности учащихся, повышение профессионального уровня учащихся.
Система программных мероприятий:
Комплектование основных фондов (т.е. фондов отраслевой и художественной литературы) с учетом современных тенденций развития общества и в соответствии с требованиями образовательного процесса. Для удовлетворения информационных запросов учителей пополнить фонды библиотеки педагогической, методической и учебной литературой.
Материальное обеспечение библиотеки:
- Пополнение библиотеки новыми наглядно-демонстративными пособиями, книжными выставками.
- Приобретение в библиотеку аудио- и видео-техники, персонального компьютера.
- Приобретение учебной, педагогической, методической, художественной литературы и СД-дисков для медиатеки.
- ФИНАНСОВЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Бюджетное финансирование.
- Внебюджетные средства.
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
- анализ состояния библиотеки на предмет материально-технической, фондовой и информационной, кадровой и методической готовности к преобразованию библиотеки в библиотечно-информационный центр;
- разработка долгосрочной программы развития библиотечно-информационного обслуживания пользователей;
- разработка долгосрочной программы преобразования библиотеки в библиотечно-информационный центр школы;
- разработка программы внеурочной деятельности для ФГОС;
- разработка и согласование с администрацией школы и Управлением Образования документации: положения о библиотечно-информационном центре, должностные инструкции, штатное расписание, рекомендации о системе доплат и надбавок за работу в новых условиях, мерах по формированию фондов, укреплении материально-технической базы.
Для реализации программы библиотека школы продолжит работу над:
- дальнейшим совершенствованием предоставляемых библиотечных услуг на основе новых информационных технологий;
- создание более комфортной среды;
- формированием навыков независимого библиотечного пользователя: обучению поиску, отбору и критической оценки информации;
- воспитанием культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитие его творческого потенциала.
Создание библиотечно-информационного центра в нашей школе станет структурой, интегрирующей возможности новых носителей информации в педагогическую и библиотечную работу, обслуживающей комплексный характер информационного обслуживания учащихся и педагогов, ведь данный центр создается в районе впервые и уже видна перспектива его развития.