Организация наркологического поста
в образовательном учреждении – одно из направлений системы профилактической работы
Для успешной борьбы с распространением наркотических веществ важна не только оперативная работа по выявлению каналов поставок и мест распространения наркотиков, но и просветительская деятельность среди населения, особенно среди детей и подростков. Важно именно в раннем возрасте формировать адекватное отношение к наркотическим и одурманивающим веществам, как к губительным и несущим колоссальную угрозу здоровью и жизни.
Одним из направлений формирования системы по повышению эффективности работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков явилось создание в сентябре 2008 года общественного наркологического поста. В настоящее время наркопост действует в Жиганском районе только в МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа».
Цели задачи Наркопоста:
- профилактика табакокурения, алкоголизма и наркозависимости;
- формирование у школьников навыков здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью;
- выявление лиц "группы риска", склонных к злоупотреблению психоактивных веществ, алкоголизму, наркомании;
- диагностика (анкетирование, групповая, индивидуальная работа) обучающихся на предмет выявления лиц, склонных к аддитивному поведению;
- формирование здорового образа жизни в среде школьников и негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам;
· предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;
· предоставление обучающимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;
· ориентирование обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни.
Члены наркопоста ведут просветительскую работу среди учащихся и родителей: выпускаются школьные стенгазеты, посвященные профилактике наркомании и алкоголизма, пропаганде здорового образа жизни; проводятся акции, посвященные борьбе с вредными привычками (курением, наркоманией и т.д.). Регулярно специалистами проводятся беседы с учащимися, лекции, анкетирование учеников, тематические классные часы и родительские собрания.
В школе практикуется такие формы работы антинаркотической направленности, как тематические уроки, посвященные профилактике наркомании и табакокурения, лекции, дискуссии, а также на каждого учащегося, состоящего на учете общественного наркопоста, ведется индивидуальная карта социально-психологического сопровождения.
Общественный наркологический пост в школе играет заметную роль в недопущении распространения и употребления наркотиков, алкоголя и табачной продукции среди детей и подростков, что является важным шагом на пути к формированию здорового общества.
Для проведения системной профилактической антинаркотической работы с учащимися определён состав Наркопоста, в который вошли педагоги, учащиеся школы, представители родительской общественности, инспектор ПДН, социальный и медицинские работники. Осознавая важность и значимость данной проблемы, формируя адекватное понимание последствий употребления наркотических средств, пропагандируя здоровый образ жизни, наркопост ведёт комплексную и системную работу с учащимися по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании. В профилактической деятельности используются разнообразные формы работы с учащимися и их родителями: индивидуальные беседы, часы общения, профилактические акции «Подросток», «Занятость», «Вернём детей в школу», «Антинаркотический классный час». Профилактические беседы со специалистами здравоохранения, просветительская работа медицинских работников.
Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентирует не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого, социально-ориентированного человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
В нашей школе «стержнем» первичной, позитивной профилактики является использование педагогических, образовательных технологий, которые обеспечивают развитие ценностей здорового образа жизни у учащихся и взаимосвязь с учебным процессом. Делают профилактическую работу интересной и деятельностной для ребят, результативной.
В октябре месяца 2011 года было проведено анкетирование для учащихся с 1-11 классы.
Данное анкетирование помогает выявить причины возникновения вредной привычки у подростков.
Первый вопрос анкеты: «Пробовали ли Вы курить?» учащиеся с 1-11 классы дали положительный ответ – 66%, но все, же радует, что не все продолжают эту вредную привычку. Выявлено 12% курящих подростков.
Среди начальных классов пробовали курить 6% и это значит, как только ученик получает самостоятельность и выходит из под контроля воспитателя детского сада, у него возникает множество соблазнов и один из них – курение.
55% учеников начинают курить в возрасте 10-14 лет.
Одна из причин возникновения вредной привычки – это пример родителей. Данные анкетирования показывают, что с 1-4 классы 68% имеют курящих родителей, а с 5-11 классы 62%. Я считаю, что невозможно доказывать подростку, что курение наносит вред организму, а самим родителям при этом курить.
Среди учащихся начальных классов 61% и среди 5-11 классов 38% ребят отрицательно относятся к курящим людям, они способны остановить курящих сверстников, но 50% (5-11 кл.) совершенно равнодушны, их не волнует проблема общества, это еще раз доказывает, что проблема актуальна, и ее необходимо рассматривать во всех сферах информации.
74% (1-4), 85% (5-11) учащихся понимают, что курение наносит ущерб нашему обществу, укорачивает жизнь и несет дискомфорт остальным некурящим людям. 17% (1-4), 11% (5-11) учащихся не знают этой информации.
Вопрос: «Почему курят подростки?». 41% (1-4), 42% (5-11) считают, что это круто и модно, но ведь на самом деле, на современном этапе мода изменилась, нужного быть спортивным и подтянутым, а не курящим и слабым. 41% (1-4), 30% (5-11) учащихся считают, что если будешь курить, то расслабишься и забудешь свои проблемы, но ведь сама проблема никуда не денется, ее все равно надо будет решать, и на светлую голову она решается гораздо быстрее и лучше.
64% подростков считают, что одна лишь сигарета в день будет опасной для здоровья.
Вопрос «Достаточно ли информации о вреде курения?» 62% подростков считают, что достаточно. Информация о вреде никотина действительно есть в Интернете, рассказывается по телевидению, много пишется в прессе.
Результаты анкетирования показывают, что 38% учащихся совершенно не владеют информацией о вреде курения.
Екатерина Фёдорова,
социальный педагог по профилактике правонарушений