Формирование и развитие культуры чтения
у подрастающего поколения
Не секрет, что подрастающее поколение не читает художественных книг. Проблема – падение интереса к чтению – возникла не вчера. Все о ней наслышаны из средств массовой информации.Телевизор, компьютер, интернет и другие новые современные технологии вытеснили чтение книг. Падение интереса к чтению вызывает тревогу во всем мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте.
Та же картина происходит и в нашей школе. Из года в год уменьшается количество читающий детей, и это прослеживается все чаще: чем старше ребенок, тем меньше он читает. Поэтому в старших классах из класса численностью 14-17 человек читающих детей всего 2-3. Если раньше мы сетовали на то, что дети не читают тексты художественных произведений, то сейчас некоторые из учащихся не могут даже открыть хрестоматию, учебник. В создавшихся условиях проблема пробуждения, развития у детей интереса к чтению как уникальному, творческому виду деятельности и состоянию души приобретает особо важное знание.
Мы отмечаем важную роль формирования и развития культуры чтения у подрастающего поколения, потому что именно литература участвует в нравственном становлении личности ребенка. Ведь книги хранят самое главное национальное достояние – язык, а знание родного языка, любовь к нему – это и есть приобщение подрастающего поколения к лучшим традициям своего народа, необходимое условие становления духовно-нравственной личности.
Вот именно здесь может помочь семья и семейные традиции, одним из которых может стать семейное чтение. Опыт подтверждает, что именно в раннем детстве мудрое слово сказки формирует представление ребенка о семейных отношениях, об оберегающих силах родных и самых близких людей. Я как родитель глубоко убеждена в том, что чем раньше читать ребенку книжки, приучать его к чтению, тем самым родители формируют у ребенка потребность к книге. В возрасте 3-4 лет ребенок очень внимательно рассматривает красочные рисунки, водит пальчиками по книжке, следит за речью взрослого. Став постарше он уже сам приносит книжку, просит прочитать ее и ни в коем случае нельзя отказывать ему.Лучший способ готовить ребенка к самостоятельному чтению – каждый день читать ему вслух. Книжная речь является самой сложной формой речи. Ребенок должен научиться воспринимать книжную речь задолго до того, как сам узнает буквы, тогда ему легче будет понимать прочитанное. Понимание текста – одна из важнейших составляющих «читательской грамотности». Читая ребенку вслух, вы повышаете его шансы на успешную учебу в будущем.
Когда ребенок научится читать, нужно уметь предложить ему ту литературу, которая ему интересна и доступна. Много интересного почерпнут и родители, и дети в учебниках «Родная речь» старых изданий. Какое богатство произведений русских писателей в одной книге: «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина, «Филипок», «Котенок» Льва Николаевича Толстого, басни Крылова, стихотворения о русской природе Тютчева Федора Ивановича, Афанасия Афанасьевича Фета. Рассказы «Совесть» Аркадия Гайдара, «Живая шляпа» Николая Носова, веселые стихи «Мой щенок» Сергея Михалкова, «Федорино горе» Корнея Чуковского, рассказы Виталия Бианки, Евгения Чарушина, Николая Сладкова и многие другие, которые учат добру, справедливости, любви к братьям нашим меньшим.
Я считаю, чтобы привлечь внимание учащихся, учителю надо самому читать на уроке отдельные эпизоды из произведений. Выразительное чтение учителем должно занять место в его работе как одно из действенных средств нравственного воспитания. Учителю надо уметь читать и сказку, и рассказ, и басню, и поэму, и лирику, и драматические произведения, поэтому он обязан овладеть различными «методами», «манерами» чтения. В силу своей начитанности, грамотности он сможет передать все оттенки и чувства героев. Это может послужить поводом ученикам для чтения всего произведения.
Нельзя забывать и про различные методические приемы, широко применяемые на уроках, -- это игры. Литературные игры способствуют формированию у школьников мотивации к учению, навыков самостоятельной коллективной работы, развитию творческого потенциала.
Начиная с младшего школьного возраста, надо приобщать учащихся к внеклассному чтению. Итогом уроков внеклассного чтения по отдельному писателю может быть конкурс рисунков по произведению или творческая работа в виде сочинения, где учащиеся делятся своими впечатлениями от прочитанного. Вспоминается, как я в 9 классе провела урок по рассказу современного писателя Александра Викторовича Костюнина «Рукавичка». Никого из присутствующих в классе не отставил равнодушным этот рассказ. У некоторых девушек на глазах блестели слезы. Писатель своим рассказом задел ребят за живое. Поэтому они с большой охотой написали отзыв на рассказ.
Едва ли надо доказывать, что для общего литературного развития учащихся громадное значение имеет наряду с занятиями в классе правильная организация внеклассной и внешкольной работы. Также немаловажное значение имеют кружки. Они бывают трех видов: 1) литературные или литературно-творческие 2) драматические и 3) кружки выразительного чтения расширяют и углубляют работу по литературе, которая ведется в классе. Различные формы внеклассной работы включает предметная неделя: конкурсы (чтецов или на лучшее сочинение), выпуск стенгазет, литературные гостиные, утренники и т.д. В этом году методическое объединение учителей русского языка и литературы провело мероприятия, связанные с юбилеем детских писателей Эдуарда Успенского (75 лет), Григория Остера (65 лет), Дмитрия Мамина-Сибиряка (160 лет), поэтессы Марины Цветаевой (120 лет). Среди учащихся 1-6 классов проведены библиотечные уроки, выставка рисунков по произведениям Эдуарда Успенского, Григория Остера, показ инсценировок из рассказов Успенского «Каникулы в Простоквашино», среди учащихся 7-8 классов – читательская конференция по рассказам Мамина-Сибиряка, среди старшеклассников – литературно-музыкальная композиция по творчеству Марины Цветаевой.
В школе организовано сотрудничество различных методических объединений учителей со школьной библиотекой, в частности учителей русского языка и литературы. С 2010 года работает проект «Библиотека как ресурс духовно-нравственного воспитания» (заведующая библиотекой Корякина А.В.).Школьная библиотека приобщает обучающихся к духовному наследию через чтение, проведение библиотечных уроков, викторин, бесед–диспутов, организацию тематических книжных выставок, конкурса «Самая читающая семья», факультатива для родителей, элективных курсов, кружков, предоставление классным руководителям тематических подборок литературы для внеурочных мероприятий, продвижение детского чтения через летний лагерь.
В нашей школе стало доброй традицией проведение ежегодного конкурса «Самая читающая семья». Главной целью данного мероприятия становится организация семейного общения и совместного досуга детей и родителей. В конкурсе с каждым годом увеличивается количество семей. Например, в 2009-2010 учебном году впервые проведен районный конкурс, в котором приняло участие 3 семьи из Жиганска, Кыстатема, Бахыная. Этот конкурс был проведен на якутском языке и был приурочен 65-летию победы советского народа над фашистской Германией. В 2010-2011 учебном году участвовало 8 семей, а в прошлом учебном году -- 5 семей.
Впервые в прошлом году в стенах школы прошел конкурс чтецов «Классики – детям». Целями, задачами конкурса являются поддержка семейного чтения как средства воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств; пропаганда творчества детских классиков; воспитание на примере лучших образцов детских книг нравственности, гуманизма и толерантности подрастающего поколения. В конкурсе приняло участие 14 семей. Прозвучали произведения Петра Тобурукова, АммаАччыгыйа, Семена Данилова отрывка из олонхо «НьургунБоотур» на якутском языке, Александра Сергеевича Пушкина, Веры Осеевой, Николая Носова и других. Очень отрадно, что в конкурсе приняли участие и отцы. Первое место получили семья Павловых Сережи и Яны Сергеевны (отрывок из рассказа «Живая шляпа» Николая Носова), второе место – семья Максимовых Шуры и Туллы Семеновны («Песенка друзей» Сергея Михалкова), на третьем месте – семья Никифоровых Коля и Любовь Николаевна («Телефон» Корнея Чуковского). Всем участникам и зрителям конкурса были вручены памятки для родителей, для детей с советами, как читать, «Научите ребенка любить книгу».
Проводится школьный этап конкурса чтецов на стихи местных авторов «Пою о тебе, родной Жиганск». Этот конкурс проводится в школе третий год. Цель конкурса – способствовать развитию творческих способностей учащихся, стимулировать креативность, воспитание гражданственности и чувства патриотизма. Победителям присуждаются номинации «Золотая лира Жиганска», «Вдохновение», «Приз зрительских симпатий», награждаются грамотами и призами.
Очень отрадно, что впервые в прошлом году проведен школьный, районный этапы Всероссийского конкурса «Живая классика». В конкурсе приняли участие 18 учащихся 11-12 лет. Они декламировали отрывки из прозаических произведений российских и зарубежных писателей, причем многие из них прочитали наизусть. Участниками конкурса были использованы костюмы, музыкальное сопровождение, декорации и слайды по произведениям.
По итогам конкурса 1 место присуждено ученице 5 «г» класса Коваль Ирине, которая очень артистично прочитала отрывок из произведения А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». 2 место жюри присудило сразу двум участницам, набравшим одинаковое количество баллов. Это ученица 5 «в» класса Сазонова Александра прочитавшая отрывок из произведения С.Бороздина «Домой», ученица 6 «в» класса Луковцева Аилана -- монолог Тараса Бульбы из одноименной повести Н.Гоголя. На третьем месте -- ученик 6 «в» класса Афанасьев Эр-Хан, прочитавший отрывок из произведения Н.Гоголя «Майская ночь или утопленница». Две ученицы школы, победительницы конкурса, Коваль Ирина, 5 «г» и ЛуковцеваАилана, 6 «в» приняли участие в общероссийском конкурсе в июне этого года в г.Москва.
В дни юбилея школы в этом году совместно со школьной библиотекой был выпущен третий сборник творческих работ учащихся «С юбилеем, родная школа». Первый сборник под названием «НьургуЬун» был выпущен учителем якутского языка и литературы Трофимовой Ниной Родионовной в 2004 году. В нем опубликованы первые литературные работы членов литературного кружка «Сыккыс», опубликованные в газетах «Кэскил» и «Эдьигээнсонуннара». Второй сборник назывался «Мой мир – в моих сочинениях», выпущенный в 2006 году учителем русского языка и литературы Михайловой Л.Н., в котором нашли отражения сочинения учащихся 5-11 классов различной тематики на русском языке. Отличие данной книги в том, что мы попытались поместить в сборник творческие работы учащихся на трех языках: якутском, русском, английском. Здесь представлены разные жанры творческих работ: стихотворения, сочинения, эссе. Написаны они наиболее талантливыми учениками с 1 по 11 классы и посвящены 85-летнему юбилею школы, учителям, школьной библиотеке.
Есть сдвиги в лучшую сторону и в нашем районном центре – открылся магазин канцелярских товаров «Акварель», который выступает спонсором на проводимых мероприятиях в школьной библиотеке.
В процессе семейного чтения, при помощи книг происходит передача идеалов добра и духовности от одного поколения к другому. Перед нами стоит сложная задача – возродить «нерукотворное» Слово, как драгоценное зерно доброго, мудрого, вечного. Возродим вдумчивое чтение, будем добрыми наставниками в формировании у детей культуры чтения, воспитания у них потребности в чтении. Только всем миром мы сможем возродить у детей интерес к чтению.
Михайлова Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель МО учителей
русского языка и литературы.