Положение
о методическом объединении учителей
- Общее положение
- Методическое объединение учителей является основным структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим руководство учебной, методической, опытно-экспериментальной и научной работой.
- Методическое объединение организуется по одному учебному предмету, по нескольким учебным предметам одной образовательной области или по образовательным программам.
- Методическое объединение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора школы по представлению заместителя директора по научно-методической работе.
- Методическое объединение непосредственно подчиняется заместителю директора по научно-методической работе.
- Методическое объединение в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребёнка, руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента России и Республики, решением Правительства РФ, органов управления образованием всех уровней, а также уставом, локальными актами школы, приказами и распоряжениями директора.
- Задачи методического объединения
В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:
- обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;
- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
- организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области;
- создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;
- изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;
- обобщение прогрессивного опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы;
- оказание методической помощи учителям-предметникам;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление и разработка предложений по распространению педагогического опыта.
- Содержание и основные формы деятельности методического объединения
- В содержание деятельности методического объединения входят:
- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования:
- отбор содержания и составление учебных программ по предметам с учетом вариативности и разноуровневого преподавания;
- анализ и рецензирование авторских программ и методик учителей;
- утверждение аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных классах, аттестационного материала для проведения итоговой аттестации в выпускных классах (для устных экзаменов);
- проведение анализа и экспертной оценки состояния преподавания предмета или группы предметов одной образовательной области;
- организация взаимопосещений уроков с последующим самоанализом педагога и анализом достигнутых результатов;
- выработка единых требований к оценке результатов освоения учащимися учебных программ;
- обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в методическом объединении;
- методическое сопровождение учащихся при изучении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей различных предметов;
- организация работы по накоплению дидактического материала;
- ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету или группе предметов одной образовательной области;
- проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
- организация и проведение предметных недель;
- работа по активизации творческого потенциала учителей.
- Основными формами работы методического объединения являются:
- заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;
- круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам;
- творческие отчеты учителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
- проведение педагогических чтений;
- конкурсы профессионального мастерства;
- смотры учебных кабинетов;
- предметные недели (декады);
- взаимопосещение уроков;
- организационно-деятельностные игры.
- Организация деятельности методического объединения
- Методическое объединение учителей ежегодно избирает секретаря.
- Руководитель методического объединения:
- назначается директором школы;
- организует, планирует и анализирует работу методического объединения;
- оказывает методическую помощь учителям-предметникам;
- участвует в составлении тематических и итоговых контрольных срезов знаний, умений и навыков учащихся;
- организует и проводит школьные этапы олимпиад;
- проводит и подписывает протоколы заседаний методического объединения;
- участвует в работе школьной аттестационной комиссии;
- составляет характеристику на педагогического работника своего методобъединения;
- организует проведение контроля по следующим направлениям:
- тематический контроль;
- персональный контроль;
- учет и оценка качества умений, навыков учащихся;
- состояние преподавания предмета;
- результативность авторских программ и методик;
- предупреждение перегрузки учащихся учебной работой, объем классной и домашней работы;
- выполнение учебных программ, лабораторных и практических работ.
4.3. Секретарь методического объединения ведет протоколы его заседаний.
4.4. Заседания методического объединения проводится не реже одного раза в четверть.
4.5. Проводит контроль по следующим направлениям:
- тематический контроль;
- персональный контроль;
- учет и оценка качества умений, навыков учащихся;
- состояние преподавания предмета;
- результативность авторских программ и методик;
- предупреждение перегрузки учащихся учебной работой, объем классной и домашней работы;
- выполнение учебных программ, лабораторных и практических работ.
- Права и обязанности методического объединения
- Методическое объединение имеет право:
- принимать участие при распределении учебной нагрузки;
- вносить предложения об установлении надбавок и доплат к должностным окладам за заведование предметными учебными кабинетами, за ведение предметных кружков, студий и т.д.;
- требовать от администрации своевременного обеспечения членов методического объединения всей необходимой инструктивной, нормативной и научно-методической документацией;
- вносить предложения о поощрениях, моральном и материальном стимулировании участников учебно-воспитательного процесса, повышение их квалификации;
- Каждый участник методического объединения обязан:
- участвовать в заседаниях методического объединения;
- стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
- знать тенденции развития методики преподавания предмета;
- владеть основами самоанализа педагогической деятельности;
- своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета или группы предметов соответствующей образовательной области;
- активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных мероприятий по предмету и др.).
- Документация методического объединения
- К документации методического объединения относятся:
- приказ директора образовательного учреждения о создании методического объединения;
- приказ о назначении на должность руководителя методического объединение;
- положение о методическом объединении;
- степени выполнения плана работы методического объединения;
- самого существенного и ценного опыта методического объединения и отдельных учителей;
- оценки знаний, умение и навыков учащихся по предмету;
- оценки результатов предметных олимпиад (в динамике за несколько лет);
- анализ о провидения открытых уроков;
- итогов взаимопосещения уроков;
- состояния материально технической базы предметных кабинетов и описания работы по её поддержанию;
- причины неудач методического объединения и отдельных педагогов (если таковые имелись).
- план работы методического объединения в новом учебном году;
- банк данных об учителях, входящих в методическое объединение;
- план работы с молодыми учителями;
- план проведения предметной недели или декады;
- сведения о темах самообразования учителей, входящих в методическое объединение;
- график проведения открытых уроков;
- сведения о предметных кружках и факультативах, которые ведут члены методического объединения;
- график проведения административных контрольных работ;
- график повышения квалификации учителей;
- протоколы заседаний методического объединения;
- справки о проведенном контроле;
- перспективный план прохождения аттестации педагогических работников.
- Анализ деятельности методического объединения представляется администрации школы в конце учебного года, план работы на год - в начале учебного года (в соответствии с графиком административного контроля).