МБОУ "Жиганская СОШ"
Меню сайта
Категории раздела
Объявления [24]
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 105
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Интересные ссылки
XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия)

Тема: Уроки -ключи, уроки -открытия при изучении творчества русских писателей на уроках литературы

Как в наше время заинтересовать школьников таким предметом как литература?

 

    Главное назначение предмета «литература»  в школе – воспитание человека  внимательного к себе, к  жизни других,  воспитание внимательного читателя.

 Сейчас мы наблюдаем  снижение интереса к чтению. Наши ребята не понимают,  зачем им читать книги, созданные много   лет назад. Что выберут они  для чтения:  Толстого или страшилки и ужастики? 

 Как оживить уроки литературы?  Этот вопрос интересует каждого учителя литературы.

  

И литература, и жизнь – это предметы,  взаимопроникающие, несущие в себе не только цель познания и изучения, но, прежде всего, воспитания, особенно если мы говорим о русской литературе.

 

Деформация моральных норм и нравственных установок  в обществе с одной стороны и необходимость  обеспечения условий для духовно-нравственного развития, с другой.

Требование новых стандартов  формирования активной жизненной позиции и недостаточность умений разглядеть в художественной литературе примеры способов самовоспитания и самореализации.

Увеличение информационной нагрузки (большое количество текстов, предлагаемых программой для изучения) и слабая мотивация к чтению, обработке  информации.

Отсюда возникает проблема для учителя:   Как организовать учебный процесс, чтобы решать задачи воспитания внимательного читателя?

Сейчас, чтобы заинтересовать наших учащихся предметом, надо  чтобы включались субъективные ассоциации, эмоции, переживания, чувства.

В отличие от разных традиционных методик, решение задач, которые стоят передо мной, заставляет по-новому смотреть на преподавание  литературы. При изучении определённого автора учителя литературы ориентируются на центральные,  ключевые для определённого автора произведения, в котором отражается весь мир писателя и мир, его окружающий.  Поэтому при тематическом  планировании  на год я включаю уроки-ключи или уроки -открытия,  на которых можно проводить диспуты, интернет- экскурсии и т. д.   И  ТОГДА ЛИТЕРАТУРА ДЕЛАЕТСЯ БЛИЖЕ И НУЖНЕЕ РЕБЯТАМ.

 Это форма организации познавательной  деятельности, характерными признаками  которой являются:

  1.  Ориентация  на центральное, ключевое для данного автора произведение, в котором  отражается  практически весь мир писателя и мир его окружающий.
  2. Актуализация восприятия литературы как явления необходимого для осознания себя и своего назначения в мире.

По новым требованиям образовательного стандарта, учитель должен не просто передать знания учащимся, а сформировать потребность в поиске новых знаний, знаний, которые можно применить на практике.

В 10 классе по школьной программе мы изучаем творчество Л.Н. Толстого. Ключевым  произведением считается роман - эпопея  «Война и мир».  Этот роман содержит в себе  вечные  ценности  человечества:  семейные ценности,  любовь,  предательство, преданность, патриотизм, храбрость. При разборе романа, я обращаюсь к примерам из личной  жизни и из жизни нашей  страны, стараюсь расшевелить  ребят, чтобы они нашли примеры  из своего опыта.      Чтобы заинтересовать темой с первого урока, я предлагаю необычное название  урока. Например, не «История войны 1812г », а «Параллель веков». Ребятам по ходу урока предлагается заполнение таблицы, схем, рисунков,   которые  они в дальнейшем могут использовать в написании письменных работ или при устном ответе. Здесь подразумевается не только индивидуальная работа, а работа в группах.  При заполнении таблицы можно использовать библиотечные уроки: посещение виртуального музея: Третьяковской галереи, Эрмитажа, пройтись по Санкт – Петербургу, Москве, прослушать классическую музыку и т.д.

Одну из таких таблиц, я приведу в пример. Таблица называется «Взаимосвязь времён»:

 

КРУПНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ РОССИИ

 

Творчество Л. Н. Толстого

Нравственные качества, объединяющие творчество писателя и нашу современность.

1812-1814. Война России с Францией

Роман – эпопея «Война и мир»

Семейные ценности, любовь, патриотизм, храбрость. 

2014г. Присоединение Крыма к России

«Севастопольские рассказы»

Любовь  и преданность родной земле, дружба, отвага, взаимовыручка

 

 

  Это микроисследование   поможет   провести параллель исторических событий от 19 века до нашей современности. Это заставляет  ребят анализировать, систематизировать, сопоставлять, обобщать.   

 

Одной из ведущих тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир» является тема единения людей, патриотизм, долг,  способность услышать друг друга. Единство людей, большая община-русская нация. Именно это сейчас очень актуально в связи с событиями, происходящими на Украине.

 

 

Такие уроки   развивают и обогащают нравственный  мир подростка, заставляют задуматься над общечеловеческими ценностями,  делать свои маленькие открытия, выводы, находить свои ключики к пониманию творчества писателей, создавших свои произведения  много лет назад.

 

 

 

 

 

 

Прокопчук Ирина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Жиганская СОШ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архив записей
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz