Главное назначение предмета «литература» в школе – воспитание человека внимательного к себе, к жизни других, воспитание внимательного читателя.
Сейчас мы наблюдаем снижение интереса к чтению. Наши ребята не понимают, зачем им читать книги, созданные много лет назад. Что выберут они для чтения: Толстого или страшилки и ужастики?
Как оживить уроки литературы? Этот вопрос интересует каждого учителя литературы.
И литература, и жизнь – это предметы, взаимопроникающие, несущие в себе не только цель познания и изучения, но, прежде всего, воспитания, особенно если мы говорим о русской литературе.
Деформация моральных норм и нравственных установок в обществе с одной стороны и необходимость обеспечения условий для духовно-нравственного развития, с другой.
Требование новых стандартов формирования активной жизненной позиции и недостаточность умений разглядеть в художественной литературе примеры способов самовоспитания и самореализации.
Увеличение информационной нагрузки (большое количество текстов, предлагаемых программой для изучения) и слабая мотивация к чтению, обработке информации.
|
Отсюда возникает проблема для учителя: Как организовать учебный процесс, чтобы решать задачи воспитания внимательного читателя?
Сейчас, чтобы заинтересовать наших учащихся предметом, надо чтобы включались субъективные ассоциации, эмоции, переживания, чувства.
В отличие от разных традиционных методик, решение задач, которые стоят передо мной, заставляет по-новому смотреть на преподавание литературы. При изучении определённого автора учителя литературы ориентируются на центральные, ключевые для определённого автора произведения, в котором отражается весь мир писателя и мир, его окружающий. Поэтому при тематическом планировании на год я включаю уроки-ключи или уроки -открытия, на которых можно проводить диспуты, интернет- экскурсии и т. д. И ТОГДА ЛИТЕРАТУРА ДЕЛАЕТСЯ БЛИЖЕ И НУЖНЕЕ РЕБЯТАМ.
Это форма организации познавательной деятельности, характерными признаками которой являются:
- Ориентация на центральное, ключевое для данного автора произведение, в котором отражается практически весь мир писателя и мир его окружающий.
- Актуализация восприятия литературы как явления необходимого для осознания себя и своего назначения в мире.
По новым требованиям образовательного стандарта, учитель должен не просто передать знания учащимся, а сформировать потребность в поиске новых знаний, знаний, которые можно применить на практике.
В 10 классе по школьной программе мы изучаем творчество Л.Н. Толстого. Ключевым произведением считается роман - эпопея «Война и мир». Этот роман содержит в себе вечные ценности человечества: семейные ценности, любовь, предательство, преданность, патриотизм, храбрость. При разборе романа, я обращаюсь к примерам из личной жизни и из жизни нашей страны, стараюсь расшевелить ребят, чтобы они нашли примеры из своего опыта. Чтобы заинтересовать темой с первого урока, я предлагаю необычное название урока. Например, не «История войны 1812г », а «Параллель веков». Ребятам по ходу урока предлагается заполнение таблицы, схем, рисунков, которые они в дальнейшем могут использовать в написании письменных работ или при устном ответе. Здесь подразумевается не только индивидуальная работа, а работа в группах. При заполнении таблицы можно использовать библиотечные уроки: посещение виртуального музея: Третьяковской галереи, Эрмитажа, пройтись по Санкт – Петербургу, Москве, прослушать классическую музыку и т.д.
Одну из таких таблиц, я приведу в пример. Таблица называется «Взаимосвязь времён»:
КРУПНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ РОССИИ
|
Творчество Л. Н. Толстого
|
Нравственные качества, объединяющие творчество писателя и нашу современность.
|
1812-1814. Война России с Францией
|
Роман – эпопея «Война и мир»
|
Семейные ценности, любовь, патриотизм, храбрость.
|
2014г. Присоединение Крыма к России
|
«Севастопольские рассказы»
|
Любовь и преданность родной земле, дружба, отвага, взаимовыручка
|
Это микроисследование поможет провести параллель исторических событий от 19 века до нашей современности. Это заставляет ребят анализировать, систематизировать, сопоставлять, обобщать.
Одной из ведущих тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир» является тема единения людей, патриотизм, долг, способность услышать друг друга. Единство людей, большая община-русская нация. Именно это сейчас очень актуально в связи с событиями, происходящими на Украине.
Такие уроки развивают и обогащают нравственный мир подростка, заставляют задуматься над общечеловеческими ценностями, делать свои маленькие открытия, выводы, находить свои ключики к пониманию творчества писателей, создавших свои произведения много лет назад.
Прокопчук Ирина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Жиганская СОШ».
|