МБОУ "Жиганская СОШ"
Меню сайта
Категории раздела
Объявления [24]
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 105
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Интересные ссылки
XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия)

  Ученическое самоуправление приоритет институциональной модели гражданского образования

 

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей

Цель ученического самоуправления - создание условий для самореализации и совместной деятельности подростков и взрослых, развития у них творческого потенциала, лидерских и организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры.

Основными задачами ученического самоуправления являются:

1.      Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям, усвоение ими социальных норм через участие в общественной жизни школы;

2.      Создание условий для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;

3.      Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых;

4.      Формирование личности, направленной на добрые дела и поступки на радость себе и людям.

Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы наших выпускников.

Актив ученического самоуправления действует  более эффективно в хорошо организованной команде. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе определяют стратегию и формулируют задачи своей работы, за решение которой они несут общую ответственность.

Цели деятельности актива ученического самоуправления – реализация права  обучающихся на участие в управлении школой в соответствии со статьей 4  главы 5 Закона РФ «Об образовании». Исходя из этого, актив ученического самоуправления в образовательном учреждении выполняет следующие функции:

·         Выступает от имени учащихся при реализации вопросов жизни школы;

·         Изучает и формулирует мнение школьников по школьным вопросам;

·         Разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

·         Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности;

·         Изучает интересы и потребности школьников, способствует их реализации;

·         Содействует разрешению конфликтных ситуаций;

·         Участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.

Таким образом, актив ученического самоуправления имеет право на участие в управлении школы, действуя в нем как «управленческая команда».

Термин «управленческая команда» означает совместные согласованные действия в группе активных людей, стремящихся получить запланированный управленческий результат.

Управляющая система – не что иное, как малая группа, но так как основная ее функция – управленческая, то она воспринимается и действует как специально созданная команда.

Вовлечение лидеров в постоянную работу управленческой команды, этот своеобразный штаб руководителей, служит мощным стимулом для учащихся, ориентированных на успешную самореализацию, самоопределение и рассматривающих как необходимое условие этого участия в управлении школы, принятии ответственных решений. Актив ученического самоуправления как управленческая команда должен владеть управленческими технологиями в соответствии со своей компетенцией.   Технология управления – совокупность стандартных методов и приемов реализации управленческих функций. Существует несколько взглядов на состав функций управления, но наиболее признанными считаются планирование, организация, мотивация и контроль.

 

Организация ученического самоуправления в школе реализуется через институциональную модель гражданского образования. С 2009 года в нашей школе реализуется программа «Я – гражданин России». В этой программе «Ученическое самоуправление» выделено отдельным направлением.

Ученическое самоуправление школы и классов должны стать Центрами организации жизнедеятельности ученического коллектива. В школе должны моделироваться элементы взрослой гражданской жизни как условие приобретения учениками социального опыта.

Уклад школьной жизни, структура образовательного пространства должны быть выстроены таким образом, чтобы получить развитие ученического самоуправления.

 

Система школьного ученического самоуправления имеет 2 уровня: классное и школьное самоуправление

 

1.      Школьное ученическое самоуправление

На сегодняшний день у нас в школе организованы по ступеням обучения 3  детских общественных организаций: ДО «Кэнчээри» (1-4 классы), ДО «Росток» (5-7 классы), отделение республиканской детской общественной организации «Юность Якутии» (8-11 классы). 

Основное предназначение детских организаций - удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, направленных, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы. Каждая  детская организация имеет положение, утвержденное на ученических конференциях. Высшим органом в структуре детской организации является конференция. Конференция проводится ежегодно в начале учебного года. Органом, координирующим деятельность детской организации, является Совет. Совет возглавляет командир или лидер детской организации. На Совете учащихся рассматриваются и обсуждаются вопросы учебы, творческих дел, организация школьных мероприятий.

 

Основными направлениями работы детских организаций являются:

1.      Взаимодействие с активом классов;

2.       Творческий  досуг учащихся (праздники, концерты, часы общения);

3.      Образование;

4.      Информационное обеспечение;

5.      Спортивные  мероприятия, ЗОЖ;

6.      Правопорядок;

7.      Клубы  по интересам: «Алмаз», «Пресс Центр»

Под каждым направлением формируются органы самоуправления, каждая комиссия имеет свои должностные обязанности

 

структура детских организаций

 (показываем через слайд структуру детских организаций)

2.      Классное ученическое самоуправление

В 2009 – 2010 учебном году  в школе прошел смотр ученических самоуправлений классов. Из 34 классных коллективов  представили работу ученического самоуправления класса  25 коллективов (73,5%). Этот смотр показал недостаточную работу классных руководителей по организации ученического самоуправления классов, отсутствия системы взаимодействия между школьным уровнем ученического самоуправления и классов. Поэтому в этом учебном году мы работали над проблемой - усилить  роль школьного ученического самоуправления  и систематизировать   взаимодействие  ученического  самоуправления  классов со школьным уровнем.

            При разработке воспитательных планов классных руководителей на 2010 – 2011 учебный год введен обязательный раздел «Ученическое самоуправление». В мониторинге деятельности классных руководителей при оценке их работы по ученическому самоуправлению имеются критерии.

В целях повышения профессиональной компетентности классных руководителей по организации работы с классным ученическим самоуправлением были проведены  семинары по теме: «Концепция и программы развития ученического коллектива класса», (2009 г.); «Организация самоуправления в классе» (2010г.), где выступили руководители ученического самоуправления «Росток» и «Юность Якутии», и  классные руководители Ефимова  В.Г. и Чахова В.С.  Классные руководители поделились опытом организации ученического самоуправления в классе.

         Каждый класс в начале учебного года проводит классное собрание, где избирается совет класса. Под каждый вид деятельности (познавательная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, информационная и т.д.) формируются органы самоуправления, причем так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. У всех членов классных органов самоуправления есть свои обязанности. Староста отвечает за работу каждого из них, его заместитель за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни старосты. Совет класса выполняет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного самоуправления. Высшим органом 2 уровня является классное собрание.

         20, 21 апреля 2011 года был проведен конкурс классного ученического самоуправления. В конкурсе из 30 классов приняли участие 19 классных коллективов, что составляет 63%.  Не приняли участие: 2 «А» (Сивцева С.Н.), 3 «А» (Саввинова С.В.), 3 «Б» (Шадрина У.П.), 4 «А» (Павлова П.А.), 4«В» (Баишева Е.А.), 6 «В» (Чахова В.С.), 10 «А» (Элебесова С.Э.), 10 «Б» (Ксенофонтова М.И.) классы.

По выступлениям ученического самоуправления начальных классов можно отметить разнообразие структур актива классов, выступление 2 «В» класса (Корниенко Е.Н.), а также выступление коллектива 4 «Б» класса (Иванова И.К.). Отрицательная сторона - нет выступления самих командиров. В структуре ученического самоуправления  2 «Б» класса (Ефимова С.И.), видно, что классный руководитель не видит в родителях социальных партнеров.

Вывод: Классные руководители не провели работу по организации классного ученического самоуправления, так как из 9 классов в конкурсе приняли участие только 4 класса. Можно сделать вывод, что не все классные руководители справились с задачей, поставленной на учебный год.

Победителем конкурса классного ученического самоуправления среди 2-4 классов стал коллектив 4 «Б» класса (Кл.рук. Иванова И.К.) и награждаются денежным призом в размере 3 (трех) тысяч рублей.

По итогам выступления 5-7 классов положительной стороной является наличие нормативно – правовых документов и разнообразие форм работ ученического самоуправления у 5 «В» (Ефимова В.Г.) и 7 «В» классов (Ким А.Н.). Хочется выделить  работу актива 5 «В» класса, здесь мы видим результат работы классного руководителя в начальном звене и обеспечение преемственности классного руководителя Владимировой Н.Н. и Ефимовой В.Г..  Улучшилась работа актива 7 «Б» класса (Григорьева А.А.)  по сравнению с прошлым годом. Дети более организованы, хочется отметить работу классного руководителя по развитию классного самоуправления. Также отметим работу актива 6 «Б» класса (кл.рук. Новикова Е.И.). В прошлом году у детей не было понятия «самоуправление», сейчас по выступлению можно выделить улучшение работы по развитию классного самоуправления.

Победителем конкурса классного ученического самоуправления среди 5-7 классов стал коллектив 5 «В» класса (Кл.рук. Ефимова В.Г.) и награждаются денежным призом в размере 5 (пяти) тысяч рублей.

По выступлению 8-10 классов.     

Положительной стороной отметим структуру самоуправления «Локомотив» 8 «В» класса (Дунаева Е.В.). Выступление коллектива 10 «В» класса (Прокопчук И.И.), где учащиеся представили разнообразие форм работы актива класса, такие как лекции об алкоголизме, о комнатных растениях, которые проводят сами учащиеся. Хочется выделить работу актива 8 «А» класса (Охлопкова Т.В.), где одной из форм работы актива является профилактика правонарушений, проводимой самими учащимися. В 8 «Б» классе (Ильинова У.В.) выступающие выделяют самоорганизацию в классе. Пассивность 9-х классов можно считать то, что над организацией самоуправления в классах мы занимаемся только 2-й год, поэтому в среднем звене они выпали.  Слабая активность в школьной жизни это итог работы классного самоуправления.

Победителем конкурса классного ученического самоуправления среди 8-10 классов стал коллектив 10 «В» класса (Кл.рук. Прокопчук И.И.) и награждаются денежным призом в размере 7 (семи) тысяч рублей.


 

Архив записей
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz